Манали — место очень популярное в штате Химачал-Прадеш, сюда съезжается огромное количество туристов. Новый Манали слишком туристический: здесь находится огромный базар, множество сувенирных лавок, заведений, где можно поесть блюда индийской и европейской кухни, автобусная станция, туристические офисы, здесь можно заняться активными видами спорта. В Старом Манали гораздо больше спокойных мест. Именно там, в гималайских лесах размещен очень интересный храм, посвященный богине Хадимбе («Hadimba Devi Temple»).
храма Хадимбы Деви всегда много людей. Он расположен среди кедров «деодхаров» в чарующей гущи деревьев, в местечке Дунгри не подалеку от Манали, но большое количество паломников и туристов приходят в эту местность. На входе вам уже предлагают сфотографироваться с огромными пушистыми ангорскими кроликами или с тибетским яком. Там же на входе можно купить подношения (в индуистских храмах принято приносить кокосы, специальные сладости, бананы).
Храм был построен в 1553 году раджой Бахадуром Сингхом. Существует легенда, согласно которой, радже так понравился храм, что он повелел отрубить руку строителю, чтобы тот не смог повторить подобной красоты. Однако мастер построил еще один храм в Чамбе, Трилокинатх. Тогда правитель приказал отрубить ему голову.
Хадимба Деви हडिम्बा देवी (встречается и имя Хидимба Деви — हिडिम्बा देवी) — богиня, бывшая сестрой демона по имени Хадимб. Один из Пандавов Бхима убил демона и женился на его сестре. С Хадимбой Деви связана и другая легенда: бог Дхарма стал смертным по имени Видур и женился на дочери богини. У них родились двое сыновей Бхота и Маккара. Из царства Бхота сформировались Бхот (Тибет) и Бхутан (Бутан), а из царства второго сына — Макарса (старое название долины Куллу). Согласно легенде, именно Хадимба даровала долину Куллу во владение предкам раджей Куллу.
Я нашла довольно интересную точку зрения в книге Марка Элмора (Mark Elmore) «Becoming religious in a secular age», который полагает, что история, рассказанная в «Махабхарате», и которую рассказывают жители Куллу (и та, что встречается на просторах интернета), лишь в некоторых пунктах пересекается с богиней Хадимбой. Элмор еще раз обращает наше внимание, во-первых, на созвучие имен Хадимба и Хидимба. Хидимба с кратким а на конце हिडिम्ब (признак мужского рода) — это брат богини. Хадимба появлется в Куллу с приходом Пандавов. Когда Хидимба узнает о том, что братья-Пандавы находятся в той местности, он посылает сестру принести их ему на завтрак. Но, увидев, Бхиму, Хадимба влюбляется в него и предстает перед ним прекрасной женщиной. Бхима отказывает ей, поскольку он должен защитить своих братьев и мать. Хидимба же, долго ожидая сестру с добычей, не выдерживает и сам направляется к Пандавам. Найдя там и свою сестру, он хочет убить и ее, но Бхима побеждает демона. Хадимба рассказывает царю Юдхиштхире о своей любви к Бхиме, и тот соглашается их поженить, но при условии, что Хадимба будет возвращать мужа ночью к его семье. Данная часть не является основной историей «Махабхараты», но стала, безусловно, важнейшей для жителей Куллу. Элмор не делает строгого заключения о том, что Хадимба из «Махабхараты» не имеет никакого отношения к храму в Дунгри. Тем не менее, он больше придерживается версии о том, что это была местная богиня Куллу, имя которой Хирма, или Хиримба. Ее братом был Хадимба — в куллийской ленгенде его имя Танди, убитый Бхимасеной. По мнению Элмора, это богиня, которой поклонялись с давних времен и которой приносили человеческие жертвоприношения. А привязка к «Махабхарате» возникла из-за схожести имен и участии Бхимасены. Думаю, версию Элмора не стоит исключать: храм представляет собой четырехярусную деревянную пагоду, а внутри напоминает языческое место: огромный камень, куда паломники приносят подношения, а там, под камнем находятся совсем небольшие две мурти . Изначально, этот алтарь в пещере был самостоятельным, а храм был построен уже над ней. Также я слышала две версии о том, кому принадлежит отпечаток ноги в храме. По одной это отпечаток самой Хадимбы. По другой же версии Хадимба пришла в эти земли с целью медитации и избавления от грехов. Там она была провозглашена богиней самой богиней Дургой, от которой и остался 10-сантиметровый след у входа в храм. Сейчас богиня Хадимба олицетворяется и с Дургой и с Кали, высоко почитаемыми в Гималайских регионах. По мнению Элмора, олицетворение Хадимбы с Дургой косвенно свидетельствует о том, что Хадимба была местной богиней Куллу. Также Элмор утверждает, что редки упоминания Хадимбы как демоницы. По его словам, бенгальские брахмины, не признают ее богиней, но считают демоницей. В связи с этим, Департамент по турзиму долины урегулировал и сделал более сторгими религиозные правила храма.
Элмор считает, что олицетворение с почитаемой по всей Индии богиней Дургой, а также связь с величайшим эпосом «Махабхарата» — отличный способ привлечь как можно больше паломников и туристов. Я не делаю выводов и не придерживаюсь какой-то из версий. На то они и легенды, чтобы обрастать еще большим мистицизмом и становиться непохожими одна на другую. Как бы то ни было, место это очень интересное, очень сильное и его стоит посетить. Какие бы легенды ни существовали, жители все равно почитают Хадимбу. Они верят в то, что богиня помогает в период засухи, а потому жители приносят местных богов в храм и запирают на ночь, чтобы они могли уговорить богиню послать дождь. Также богиня вершит суд над богами: если она не оправдает божество, то оно должно находиться запертым на ночь в ее храме.