Живопись – это то, что мне близко. Танец – это, то что внутри меня. Мне всегда было интересно соединить эти два вида искусства. Но возможно ли запечатлеть танец?
ивопись тем и прекрасна, что может, казалось бы, на статичном объекте (холст, бумага и пр.) изобразить движение. Кажется, что это очень сложно. Мне интересно рассказать о движении на примере набросков.
Наброски делаются с разными целями. Делая набросок, художник ставит перед собой определенную задачу. Задачи могут быть разными: размещение объекта в листе, композиция, соотношение пропорций, светотень, прорисовка отдельных элементов и др. Основная задача, которая стоит перед художником, изображающего танец, — показать движение. Интересно, как эту задачу можно решить и что необходимо для этого сделать.
Делая наброски, мы часто их довольно подробно прорисовываем, тщательно прорабатываем детали. Детали также важны, особенно в индийском танце: как приятно рассматривать яркие наряды, цветы в волосах, сценический макияж, украшения, браслеты, гунгхру. Все эти элементы очень интересны, и здорово, когда художник заостряет на них свое внимание. Однако это лишь форма, это внешняя оболочка. Это лишь одна составляющая танца.
Главным в танце является настроение, энергетика, настрой танцора, эмоции, движение. Каким средством можно передать это на бумаге? Есть художники, работающие пятном, есть те, кто работает линией. Мне хочется рассказать поподробнее о последнем. Настоящий дух танца можно показать всего одной линией. Всего одна линия способна отразить богатейший мир танца. Одна линия может оказаться произведением искусства. Она может быть изящной, грациозной, она может быть плавной и мягкой. Она может быть острой и жесткой, резкой и агрессивной. Она может быть уверенной, а может быть робкой. У линии есть свой характер, своя форма, свой цвет. Линией можно показать направление, взмах руки, гордо поднятую или опущенную в смущении голову, кружение от эйфории или гнева. Тело человека – это тоже линии. Индийский классический танец тоже состоит из линий: прямые, волнообразные, угловатые. Линия – это инструмент, единый для этих двух искусств, поэтому этим инструментом и проще работать. Линия – это движение, а движение – это энергия. Энергия – это дыхание. Дыхание человека и дыхание танца.
Кажется, что достигнуть целостного образа на бумаге одной линией очень сложно. Но это не так. Изображая внутреннюю сущность, надо уйти от всего внешнего. Надо просто почувствовать.
Почувствовать музыку, которая входит внутрь, почувствовать ее ритм, подобный биению сердца, почувствовать ритм танцора, впустить этот ритм в себя, позволить ему заполнить все свое внутреннее пространство. Надо самому стать танцором, стать ритмом, стать музыкой. Стать танцем.
Тогда детали перестанут быть важными, ничто не будет отвлекать, не будут возникать клише о том, что и как нужно рисовать. Позволив ритму войти внутрь себя, мы позволим ему самому рисовать свой танец на бумаге. Это будет не художник, рисующий танец, а танец, рисующий себя. Чтобы соединить два вида искусства, надо пропитаться одним из них и позволить ему воплотиться во втором.
Мария Лазарева
Размышление по просьбе руководителя танцевального коллектива Radance Company — Натальи Раденской.
[…] По просьбе Натальи Раденской было написно небольшое размышление о связи танца и живописи, которое можно прочитать здесь: Запечатлеть мгновенье […]