Джамини Рой (1887 — 1972 гг.) — один из самых знаменитых индийских художников, родился в городе Белиатор в Западной Бенгалии. Был учеником знаменитого художника Абаниндраната Тагора (племянника Рабиндраната Тагора). Джамини Рой начинал свое обучение с классической живописи маслом, писал портреты, но затем пришел к собственному стилю, в основу которого легли бенгальские народные традиции.
видев впервые работы Джамини Роя, я задалась вопросом: почему они мне так нравятся? В живописи я больше всего люблю пейзажи, я люблю реалистичные работы. Что же показалось мне таким близким в произведениях этого художника? Во-первых, это то, что обращает на себя внимание с первого взгляда, — обилие ярких цветов и очень органичные цветовые сочетания. Джамини Рой очень умело пользуется цветовой гаммой. Воспользовавшись специальной программой, я сделала образцы палитр (программа, конечно, попала не во все цвета, но благодаря ей можно получить наглядное представление о сочетании цветов в работе художника). Джамини Рой использовал природные краски, и, хотя кажется, что их множество, набор цветов был достаточно ограниченным. Посмотрите на эти палитры:
Через четкие, строгие формы сияет красота и дух произведений. Насколько женственны и изящны женские образы! Овальное лицо, круглые формы сари, большие руки, округлые брови держат форму, но делают это игриво, а орнаменты и цветовые сочетания раскрывают женский образ. Посмотрите на это светлое сари: как красиво оно смотрится на смуглой коже девушки. Белые украшения словно настоящий жемчуг. Образ получился очень нежным.
А эта девушка в темном сари…Яркие многочисленные орнаменты придают образу игривость. А сочетание с желтым цветом кожи, на удивление, является очень приятным.
Меня привлекает самобытность этого художника. Это Индия, та красочная, пестрая, загадочная Индия, которую мы представляем. Рой изображает индуистских богов, танцовщиц, женщин, жизнь простых людей. Одними из первых мотивов в творчестве Роя были мотивы калигхата. Это интереснейший род живописи, который получил свое развитие вблизи главного храма Калькутты — Калигхат, храма, посвященного богине Кали. В своем творчестве Джамини Рой любил изображать местные традиции («Танцы санталов», «Подношение», «Гопин» и др.).
Долго я всматривалась в работы Джамини Роя, долго я пыталась понять, почему они кажутся такими близкими и понятными. Персонажи Роя ассоциируются у меня с мурти, и не просто с мурти, а с каменными плитами с изображениями богов, которые мне часто доводилось встречать в гималайских храмах. Божества на этих плитах также изображены в упрощенных формах, но сила, присутствующая в них, сродни красоте и жизни персонажей Джамини Роя.
Персонажи творчества Роя стали настолько популярными, что принты с их изображениями можно встретить на современной одежде (сари, палантины и т.д.):